Клиника Фарм-ЭС > Об этом должен знать каждый мужчина

Об этом должен знать каждый мужчина

Простатит

Простатит  — это хроническое воспаление предстательной железы.

Причины возникновения простатита

Первопричиной возникновения простатита является инфекция. Как правило, воспаление могут вызвать бактерии разного рода: кишечная палочка, золотистый стафилококк, клебсиелла, энтеробактер, синегойная палочка. Все эти микроорганизмы присутствуют в микрофлоре здорового человека, однако при любом снижении иммунитета их количество патологически увеличивается и приводит к воспалительным процессам. Провоцирующим фактором также может стать сидячий образ жизни, вредные привычки, нерегулярная половая жизнь. Также к возникновению простатита может привести любая мочеполовая или венерическая инфекция. Речь идет об уреаплазмозе, трихомониазе, хламидиозе, гонорее и других заболеваниях. Подобное явление происходит по той причине, что простата тесно связано с деятельностью других органов мочеполовой системы организма мужчины. Таким образом, возбудитель воспалительного процесса легко проникает в орган через мочеиспускательный канал, прямую кишку, лимфатическую или кровеносную систему малого таза. Простатит – это серьезное заболевание, влияющее на качество жизни и здоровье мужчины, поэтому лечение данного заболевания должно быть своевременным и полноценным.

Симптомы простатита:

Своевременная диагностика позволяет обнаружить первые симптомы простатита, а также значительно ускоряет процесс лечения и помогает быстрее вернутся к здоровой и полноценной жизни. Как правило, первым симптомом простатите являются проблемы с мочеиспусканием. Это объясняется тем, что воспаленный орган увеличивается в размере и начинает давить на мочевой канал.

Мужчина может ощущать как резь и боль при мочеиспускании, так и затрудненное мочеиспускание. При этом частота посещений туалетной комнаты возрастает. К этим симптомам может присоединиться чувство жжение в промежности, дискомфорт при дефекации. Кроме проблем с мочеиспусканием, характерной чертой простатита является сексуальное расстройство, которое проявляется посредством различных признаков.Еще одним распространенным симптомом простатита является боль, однако она отсутствует в 50% случаев. Любые болевые ощущения  — признак того, что надо немедленно показаться специалисту.

Что будет, если не лечить?

Пренебрежение лечением при простатите может привести к серьезным проблемам со здоровьем мужчины. Чаще всего осложнения связаны с дальнейшим распространением инфекции. При остром простатите высокая вероятность формирования абсцесса, после чего в большинстве случаев на простате остается рубец. Также часто диагностируют камни и кисты предстательной железы, являющиеся еще одним распространённым осложнением заболевания. Невылеченный простатит отражается и на сексуальной жизни мужчин, а одним наиболее тяжелых осложнений заболевания является бесплодие.

Диагностика

Диагностика простатита включает целый ряд мероприятий, которые направлены на полную и быструю диагностику простатита, позволяющую своевременно назначить лечение в полном объеме. После тщательного сбора жалоб, анамнеза и осмотра врач-уролог может назначить дополниельные исследования, в т.ч. УЗИ предстательной железы, исследования секрета, определение инфекционного агента, после чего разрабатывается индивидуальная схема лечения заболевания.

Мероприятия по профилактике простатита

Мужчины, которые находятся в группе риска, должны уделить особое внимание собственному здоровью. В первую очередь, это те, кто ведет малоподвижный образ жизни и те, кто имеет работу, которая связана с длительным пребыванием во влажной среде, постоянными переохлаждениями или трясками. Профилактика простатита, проведенная заблаговременно, поможет уберечься от неприятной болезни.

Перечень мероприятий для профилактики простатита:

• Мужчина должен вести активный образ жизни, посещать спортзал. Если ваша работа сидячая, то необходимо делать перерывы и прогуливаться. Таким способом можно избежать застоя кровотока в малом тазу.
  • Немаловажную роль для мужского здоровья имеет регулярная половая жизнь. Однако беспорядочные половые контакты являются дополнительными источниками инфекции. Длительное воздержание или намеренное затягивание акта, как и его прерывание негативно отражаются на здоровье предстательной железы.
  • Диета включает в себя нежирные сорта рыбы и мяса, каши, кисломолочную продукцию, свежие овощи и фрукты и сухофрукты, морепродукты, мед, соки и компоты. Ограничить или совсем отказаться от алкоголя, газированных напитков, жирных и копченых блюд, выпечки, чеснока и лука, грибов, субпродуктов.
  • Избегание переохлаждения или, наоборот, перегревания области малого таза. В частности для сохранения здоровья мужчины не рекомендовано злоупотреблять функцией подогрева сидений.
  • Провоцировать воспаление простаты может снижение иммунитета организма, вызванное переутомлением, стрессом, переохлаждением и перенесенными заболеваниями. Поэтому профилактика от простатита должна быть направлена на полноценный отдых и сон.
  • Контрастный душ не только активизирует кровообращение в паховой области, но и повышает иммунитет.
  • Регулярно проходите обследования у врача-уролога. Делайте это, даже если нет никаких симптомов болезни. Особенно это важно, если у вас в анамнезе имеется эпизод заболевания простатитом. В первый год после болезни приходите к урологу каждые три месяца. Следующие три года — каждые шесть месяцев. Для пациентов старше 40 лет, рекомендовано проведение УЗИ предстательной железы.

Массаж простаты

Профилактика простатита у мужчин включает массаж. Процедуры проводят только вне острого периода, после проведенного лечения. Профилактический массаж простаты выполняется для создания необходимого оттока патологического содержимого из ацинусов, накопленого в рамках воспалительного процесса. Пальцевой массаж улучшает кровообращение и снижает венозный застой. Артериальная кровь приливает в ткань железы, улучшает ее трофику, устраняет застой секрета. На курс рекомендуется 8-10 сеансов. Частота курсов зависит от сохранившихся после хронического воспаления симптомов и нарушений.

Доброкачественная гиперплазия предстательной железы

Доброкачественная гиперплазия предстательной железы (ДГПЖ), ранее называвшаяся аденома простаты, аденома предстательной железы — доброкачественное образование, развивающееся из железистого эпителия либо стромального компонента простаты.

При этом в простате образуется маленький узелок (или узелки), который растет и постепенно сдавливает мочеиспускательный канал. Вследствие такого сдавления возникает нарушение мочеиспускания. ДГПЖ имеет доброкачественный рост, то есть не дает метастазов. Это коренным образом отличает ДГПЖ от рака предстательной железы. Основным ориентиром начала злокачественного перерождения предстательной железы является уровень простатического специфического антигена (ПСА)

Клинические проявления зависят от локализации опухоли, её размеров и темпов роста, степени нарушения сократительной функции мочевого пузыря.

Выделяют 3 стадии заболевания

1 стадия — Компенсированная — проявляется задержкой начала мочеиспускания — струя мочи вялая, с частыми позывами и учащённым мочеиспусканием, особенно по ночам. Мочевой пузырь опорожняется полностью — остаточной мочи нет. Первая стадия длится 1-3 года.

2 стадия — Субкомпенсированная — по мере развития сдавления мочеиспускательного канала мочевой пузырь уже не способен адекватно функционировать и полностью изгонять мочу — появляется остаточная моча, ощущается неполнота опорожнения мочевого пузыря, стенки мочевого пузыря значительно утолщаются; больные мочатся малыми порциями, а затем моча начинает выделяться непроизвольно вследствие переполнения мочевого пузыря (парадоксальная ишурия); иногда моча мутная или с примесью крови, наблюдается острая задержка мочи, присоединяются симптомы хронической почечной недостаточности.

3 стадия — Декомпенсированная — из-за большого количества остаточной мочи пузырь сильно растянут, моча выделяется по каплям, она мутная или с примесью крови.

Ухудшение оттока мочи из почек ведет к нарушению функции почек (почечной недостаточности);
Из общих симптомов наблюдаются слабость, похудение, сухость во рту, запах мочи в выдыхаемом воздухе, плохой аппетит, анемия, запоры.

Прогноз

Если лечение ДГПЖ не производится, то длительная задержка мочи способствует появлению мочекаменной болезни с формированием камней в мочевом пузыре и присоединению инфекции. Наиболее серьёзным осложнением при этом является пиелонефрит, усугубляющий почечную недостаточность. Кроме того, длительно существующая без лечения доброкачественная гиперплазия предстательной железы может малигнизироваться (подвергаться злокачественному перерождению) с развитием рака предстательной железы.
При своевременном и адекватном лечении прогноз заболевания весьма благоприятный.

Профилактика

Направлена на своевременное лечение простатита и регулярное наблюдение у врача. Рациональное питание (уменьшение жареного, жирного, солёного, острого, копчёного, увеличение доли растительной и сырой пищи), отказ от курения, алкоголя; контроль массы тела, уровня холестерина; здоровый подвижный образ жизни.

Пациентам с диагнозом ДГПЖ необходимо наблюдаться у уролога, не реже раза в год выполнять контрольное УЗИ предстательной железы, сдавать общий анализ мочи с целью предупреждения развития осложнений и контроля за стадией процесса.

Рак предстательной железы

Рак предстательной железы — второе по распространенности онкологическое заболевание у мужчин. Возникает рак предстательной железы в зрелом возрасте (после 45-50 лет), к 65-70 годам его частота возрастает. Особенность рака предстательной железы в том, что злокачественная опухоль развивается медленно. Поэтому на начальных стадиях болезнь может протекать без заметных симптомов. Именно поэтому мужчинам после 40 лет нужно регулярно сдавать лабораторные анализы (ПСА) и проходить осмотр у лечащего уролога. Ведь чем раньше рак предстательной железы будет обнаружен, тем выше шанс на его успешное лечение. В настоящее время имеется целый ряд малоинвазивных и щадящих методик лечения, при своевременно поставленном диагнозе и начатом лечении на ранних стадиях заболевания прогноз остается достаточно благоприятным.