Клиника Фарм-ЭС > Сахарный диабет

Сахарный диабет

Здравствуйте, уважаемые читатели. Я – врач-эндокринолог, Султанова Альфия Равильевна. Хочу поговорить с Вами о проблеме эпидемии сахарного диабета в России.

К настоящему времени сахарным диабетом уже болеет 2-4% населения земного шара. Но статистика не отражает реальной ситуации, так как фактическое число больных в 2-3 раза превышает официальные цифры.

Наверное у каждого из Вас есть друг, знакомый или близкий родственник, страдающий этим заболеванием. Услышав диагноз «сахарный диабет» пациенту приходится нелегко. Необходимо очень многое изменить: образ жизни, привычки, отношение к себе, своему здоровью.

Известно, что нерациональное питание, малоподвижный образ жизни, курение, хронический стресс… являются факторами риска развития сахарного диабета. А при наличии наследственной предрасположенности риск неминуемо возрастает в разы.

Как правило симптомы сахарного диабета 2 типа развиваются постепенно. В течение длительного времени пациент может ощущать общую слабость, снижение работоспособности, повышенную утомляемость, сонливость или раздражительность, и даже не подозревать, что уже болен сахарным диабетом. В дальнейшем при возрастании показателей уровня глюкозы(сахара) крови, присоединяется жажда, сухость во рту, учащенное мочеиспускание, сердцебиение, может быть снижение массы тела (в случае длительного запущенного заболевания, что возможно потребует назначение пациенту инсулинотерапии).

При наличии сахарного диабета, неминуемо возрастает риск развития макроангиопатий (ишемическая болезнь сердца, острый инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения, облитерирующий атеросклероз артерий нижних конечностей и др.).

Сахарный диабет чрезвычайно опасен своими осложнениями.

Среди осложнений сахарного диабета также необходимо отметить: ретинопатию (поражение сетчатки глаза, вплоть до развития слепоты), нефропатию (от небольшой потери белка с мочой до необходимости проведения гемодиализа), нейропатию (поражение нервных волокон).

Именно поэтому лечение сахарного диабета сейчас включает в себя не только компенсацию (достижение индивидуальных целевых показателей) уровня глюкозы крови, но и нормализацию показателей артериального давления, липидного обмена (холестерин и др.), коррекцию тромботического статуса.

Выявить сахарный диабет несложно, достаточно сдать кровь из вены, и оценить содержание глюкозы крови и уровень гликированного гемоглобина.

В случае, когда сахарный диабет еще не возник, но имеется высокий уровень риска, проводятся дополнительные тесты (тест с нагрузкой глюкозой), но его необходимость может определить только врач.

— Как важно вовремя начать лечить?

— Это колоссально важно!

Существует такое понятие как «положительная метаболическая память», которая формируется, если интенсивно начать лечить сахарный диабет сразу после установления диагноза. Подобрав индивидуальную схему лечения, прийти к целевым показателям уровня глюкозы крови. Именно к целевым, я не оговорилась.

Выбор индивидуальных целей лечения зависит от возраста пациента, наличия осложнений и риска гипогликемии.

«Положительная метаболическая память» — организм как бы запоминает «хорошие» показатели уровня глюкозы крови на старте лечения вовремя диагностируемого сахарного диабета. Ее формирование значительно снижает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, микрососудистых осложнений (ретинопатия, нефропатия).

Многие из Вас наверное слышали об известных личностях (актеры, политики, музыканты), страдающих сахарным диабетом, и умерших к глубокой нашей скорби от его осложнений, или заболеваний, течение которых осложнилось на фоне имеющейся патологии. А ведь как много они, да и каждый из Вас, мог бы подарить окружающим, близким людям, коллегам… свою любовь, творческие успехи, если бы больше любил себя, внимательнее относился к своему здоровью, вовремя проходил необходимое обследование. А при выявлении заболевания обратился к врачу, и старался изо всех сил победить сахарный диабет.

В настоящее время это неизлечимое заболевание.

Сахарный диабет – это образ жизни.

Необходимо много работать над собой, а лечащий врач поможет Вам в этом: проконсультирует как правильно соблюдать диету, подберет индивидуальную схему лечения, расскажет как часто контролировать уровень глюкозы крови, проведет профилактику или лечение имеющихся осложнений.

В медицине, и в эндокринологии в частности, появилось много новых лекарственных средств, в грамотных комбинациях позволяющих существенно улучшить качество жизни пациентов за счет эффективного и безопасного управления сахарным диабетом на современном уровне.